Образование ВВС Израиля тесно связано с организацией собственно вооруженных формирований еврейских поселенцев в Палестине. Первоначально основу воздушного компонента еврейских отрядов составляли легкие гражданские самолеты, которые закупались частными лицами в Европе. Со временем эти совершенно не приспособленные аппараты и стали основой будущих ВВС.
Первые попытки организации будущих еврейских военно-воздушных сил относятся к 10 ноября 1947 года, когда была организована "Хаган Шерут Авир" ("Воздушная служба"). Во главе ее стал Ешуа Эшел, а его заместителем-Аарон Ремез.
С самого начала Ремезу приходилось решать две основные проблемы: закупка боевой техники и привлечение подготовленных пилотов. Все это решалось очень трудно , так как Палестина по прежнему оставалась английской подмандатной территорией и создание формирований "Хаганы" было полулегальным. В итоге поначалу Воздушная служба имела 11 аппаратов типа "Тайгер Мот", RWD--13, Аустер и другие. Все это были легкие самолеты, не несшие никакого вооружения.
В январе 1948 года агентам удалось закупить в Великобритании 25 легких самолета-разведчика типа Остер. Эти небольшие трехместные аппараты применялись англичанами в годы войны для связи и корректировки. Их основной особенностью была возможность взлета и посадки с небольших площадок. Однако, самолеты были закуплены как утильсырье, поэтому еврейским механикам удалось собрать всего шесть летнопригодных образца.
Еврейские самолеты с самого начала использовались в разгоревшихся столкновениях с арабами прежде всего для снабжения окруженных еврейских поселений. Случаи применения бортового (а по большей части это было личное оружие экипажа) и самодельных бомб были очень редки. Вот что например, рассказывает один из пилотов ВВС той поры: " Я попросил поселенцев дать мне пулеметчика. Один из молодых парней согласился. Я загрузил также некоторое количество гранат себе в самолет. Когда закрылись обе двери самолета я объяснил парню в какую сторону стрелять, чтобы не повредить мне винт. Через несколько минут мы взлетели на атаку арабских банд в районе Нватима. Мы открыли огонь с большим успехом."
Как уже говорилось выше очень большие проблемы возникли и с летным составом. В распоряжении Ремеза первоначально было только сорок пилотов. Их уровень подготовки оставлял желать лучшего, большинство имело лишь гражданские лицензии, однако было несколько пилотов- участников Второй Мировой. Стоит отметить, что все они отличались безумной храбростью и решимостью сражаться за идею создание независимого государства Израиль. Различные еврейские организации по всему резко активизировали свои усилия по привлечению пилотов, как добровольцев так и наемников.
В ноябре 1947 года ООН предложило план создания на территории и Палестины еврейское и арабское государство, с таким расчетом чтобы Иерусалим находился под международным управлением . Этот план нашел отражение в известной резолюции ООН от 29 ноября 1947 года. Этот документ подтолкнул стороны к крупномасштабным вооруженным столкновениям за контроль за основными стратегическими пунктами: поселениями, железнодорожными станциями и в конце - концов просто за немногочисленными дорогами. На протяжении первых шести месяцев конфликта (ноябрь 1947--апрель 1948 гг.) еврейские вооруженные формирования находились в обороне. Однако уже в ходе второй фазы так называемой "Войны за Независимость" (апрель-май 1948 года) они смогли перейти к активным боевым действиям и отбросить арабские вооруженные силы. В итоге 15 мая 1948 года было провозглашено Государство Израиль. Арабского государства в Палестине несмотря на резолюцию ООН создано не было.
Противостояли еврейским вооруженным отрядам армии сразу нескольких государств (кстати этот состав впоследствии станет "джентельменским" и не было ни одного конфликта с той поры в котором бы участвовало только одного государство, обычно это была коалиция): Египта, Сирии, Трансиордании, Ливана и Ирака. Что касается ВВС то только египтяне располагали более или менее подготовленными авиационными силами, на вооружении которых находилось 40 истребителей "Спитфайр" и десяток транспортных "Дакот", переоборудованных в бомбардировщики. Сирия имела только несколько учебно-тренировочных самолетов АТ--6 "Тексан", применявшихся как штурмовики. Однако, практически полное отсутствие дорог в этом регионе мира и разобщенность командования арабов давала возможность евреям манипулировать силами, спешно перебросывая их то против одного противника, то против другого. Немалую роль сыграл и моральный настрой: евреи защищали свои семьи и свои дома, а арабские солдаты чувствовали себя захватчиками.
В конце 1947 года представитель Хаганы-Иехуда Арази выехал в Нью- Йорк, чтобы решить по возможности проблему с закупкой тяжелых вооружений (в том числе и самолетов). Однако тут он столкнулся с непониманием на официальном уровне: 5 декабря 1947 года правительство США наложило эмбарго на экспорт оружия и боеприпасов на Ближний Восток.
Примерно в это время к представителям Хаганы обратился инженер американской авиакомпании TWA (Trans World Airlines ) Альфред Швиммер. По его предложению была организована фиктивная авиакомпания, которая должна была способствовать покупке и переброске в Палестину так необходимых транспортных самолетов. Компания была зарегистрирована в Бурбанксе (штат Калифорния) и скоро со складов ВВС США было приобретено 10 самолетов С--46 "Коммандо". Впоследствии парк был пополнен и тремя четырехмоторными лайнерами "Констелейшн". Подобрал Швиммер и подготовленных техников и механиков, с которыми он в годы войны служил в ВВС США.
Первый рейс С--46 в Палестину начался 6 марта 1948 года. В тот день одиночный самолет ушел курсом, по которому в годы войны прошли сотни американских самолетов: сначала Лабрадор (Канада), а затем через Гренландию и Исландию в Швейцарию. В Женеве на борт была загружена партия стрелкового оружия местного производства. После такого продолжительного полета транспортник 3 мая благополучно приземлился в Палестине.
Тем временем и оставшиеся самолеты было решено включить в состав еврейских воздушных сил. Самолеты "официально" продали панамской авиакомпании (тоже фиктивной) и после получения регистрационных обозначений группа С--46 направились прямиком на Ближний Восток. Таким образом, с 8 мая пять С--46 были перегнаны по маршруту Южная Америка-Атлантика-Африка.
Примерно в это время агенты "Хаганы" вышли на официальных лиц Чехословакии. В то время это небольшое восточноевропейское государство нуждалось в твердой валюте для восстановления разрушенной войной экономики и поэтому продавало оружие всем, у кого она (валюта) имелась. Так, например они поставляли стрелковое оружие и боеприпасы в Сирию. Однако это обстоятельство не помешало им подписать несколько торговых соглашений и с евреями. Уже 31 марта на одну из заброшенных английских авиабаз в Палестине прибыл ДС-4 с грузом из Чехословакии. На его борту находилось 200 винтовок, 40 пулеметов и боеприпасы для вооружения еврейских поселенцев. 23 апреля было подписано соглашение на поставку 10 истребителей чехословацкого производства S-199 (позже количество закупленных образцов было увеличено до 25). Эти самолеты выпускались чехословацкой фирмой АВИА на основе задела, созданного во время войны на выпуске немецкого истребителя Мессершмитт Ме-109К. Однако из-за полного отсутствия нужных авиадвигателей Даймлер Бенц 605 было решено установить имевшиеся в достаточном количестве Юнкерс ЮМО 211Ф. Так как мощность этого двигателя была всего 1370 л. с (по сравнению с 1800 у предшественника), то все основные данные самолета ухудшились. А если добавить и некоторое ослабление вооружения, то можно представить истинную боевую ценность этого самолета. Однако даже такой самолет оказался нужен новосозданным еврейским ВВС. Кроме всего прочего, по контракту чехи обязывались провести подготовку пилотов-истребителей. Заказчик заплатил за каждый самолет по 190 тысяч долларов, а первые десять еврейских пилотов прибыли 6 мая 1948 года в Чехословакию по маршруту: Кипр-Рим-Женева-Прага. Здесь они прошли курс переобучения на учебных самолетах Арадо и двухместных модификациях этого истребителя под руководством чехословацких инструкторов. Все еврейские пилоты имели опыт пилотирования различных истребителей (прежде всего "Спитфайр" и "Мустанг") в составе ВВС Великобритании и США в годы войны и поэтому переобучение прошло без особых усилий, хотя метрическая система обозначения и градуировки приборов была весьма непривычной, да и кабина "мессера" казалась весьма тесной.
Первые разобранные на части истребители прибыли 20 мая. Сразу еврейские и чехословацкие техники в ангарах, закрытых как от глаз арабов так и англичан стали собирать их. На этот момент все наличные транспортные самолеты совершали челночные полеты по маршруту Палестина-Чехословакия. Стоит отметить, что столь активное сотрудничество с страной, фактически входившей в советский блок, было бы невозможно без согласия (гласного или негласного) советского руководства. Ведь не секрет, что поначалу Сталин рассматривал будущее государство Израиль как мощный рычаг противодействия англичанам на Ближнем Востоке.
Уже 29 мая первые четыре боевых самолета поступили на вооружение ВВС Израиля. Эти машины поступили на вооружение первой истребительной эскадрильи (под №101). На тот момент она базировалась на аэродром Экрон и имела в штатном составе только пять пилотов. Они прошли подготовку на этом типе истребителе в Чехословакии. Следует отметить, что только двое из них родились в Палестине и могли считать себя израильтянами-Моди Алон и Эзер Вейцман, а остальные были иностранными добровольцами: Эдди Кохен из Южной Африки и Сью Рубенфильд и Лу Ленарт из США. Таким образом день 29 мая 1948 года стал днем боевого дебюта израильских ВВС. Первый вылет был пробным для только собранных самолетов и одновременно боевым: перед пилотами была поставлена задача уничтожения моста около н. п Исдуд. Дело в том, что мост был единственным на тот момент местом, где можно было остановить 10--тысячную колонну египетской армии, двигавшуюся на Тель-Авив. Положение было весьма критическим, если вспомнить , что в тот момент столицу вновь созданного государства обороняло всего 250 ополченцев. Вылетели все четыре собранные на тот момент "мессера". Они смогли выполнить задание, попутно уничтожив и несколько единиц бронетехники, однако огнем с земли был сбит и погиб Эдди Кохен. Этот пилот открыл печальный список потерь пилотов ВВС Израиля. А боевой потенциал воздушных сил уменьшился ровно на четверть.