Часть 3

Советские МиГ--21 начали патрулирование вдоль Канала. 25 июля советский пилот повредил ракетой К--13 израильский штурмовик "Скайхок". О том, что это был русский не было никаких сомнений из данных радиоперехвата. Советские добровольцы потом вспоминали, что в рядах евреев было много русскоязычных и часто по громкоговорящей связи раздвались вопросы из серии "Есть ли кто-то из Москвы?". А о том, что на позиции нахоидились русские израильтяне были осведомлены очень хорошо. На следующий день израильские истребители сбили два МиГ--17. В штабе израильских ВВС было проведено несколько дебатов по поводу того, чтобы преподнести советским пилотам наглядный урок. Операция по сбитию советских пилотов получила кодовое название "Ветка". Для ее проведения было выделено звено из четырех "Фантомов" и два звена по четыре "Миража". Были собраны и лучшие асы израильских ВВС, имевшие в сумме 59 побед.

Это было практически единственное серьезное столкновение советских и израильских пилотов поэтому имеет смысл остановиться на этом конкретнее. Операция была осуществлена в полдень 30 июля 1970 года. В качестве приманки пошли "Фантомы" по тому маршруту, которым обычно "ходили" штурмовики, используя тот же профиль и параметры полета. Остальные на малой высоте находились в засаде. На перехват поднялась восьмерка МиГ--21МФ, ведомая капитаном Каменевым. Из-за потери бдительности всем им пришлось расплачиваться. Восемь "Миражей" зашли в хвост и расстреляли советские истребители. Было сбито четыре (по другим данным-пять) МиГ--21 без потерь со своей стороны. Отличились пилоты "Фантомов" Авиху Бен-Нун и Авие Селла. На "Миражах" победы одержали Ашер Смир и Абрахам Шалмон. Необычайно пестр и состав бортового оружия, примененных 30 июля: по одному самолеты было сбито ракетами "Шафрир", "Спэрроу" и "Сайдвиндер" и один самолет был сбит огнем пушки. Погибли капитаны Журавлев, Юрченко и Яковлев. Один пилот смог катапультироваться. Советские пилоты ясно видели гибель своих товарищей, однако ничего сделать не могли. Колесов и Пушкарский чуть ли не насильно заставили египтян дать им старенькие МиГ--21Ф, стоявшие на взлетке. Однако, пока суть да дело израильских пилотов и "след простыл". Таким оказался "черный день" советских добровольцев в Египте.

А вот как описывает этот бой один из израильских асов: " Я был Номером 2 в паре "Фантомов". Мы и пара "Миражей" вылетели против десятки МиГов. Так много было самолетов на таком ограниченном пространстве, что в воздухе было не протолкнуться из--за падающих подвесных баков. Я не думал ни о каком бое, а боялся чтобы один из них не попал в мой самолет! Один из "миражей" выпустил ракету еще до начала собственно воздушного боя. Ракета попала в МиГ и он загорелся. Пилот катапультировался, а самолет вошел в пике с высоты примерно 30000 метров. Русский пилот какое--то время просто падал, так как парашют открывался автоматически на высоте 10000 футов. Но пилот использовал принудительное раскрытие. Может быть он не хотел оставаться живым, но это был самоубийственный шаг. И вскоре началась битва, замелькали самолеты. Я выбрал один из МиГов, который выполнял правый разворот с тем чтобы зайти в хвост моему ведущему. Я начал разворачиваться вправо и МиГ решил атаковать меня. Мы "упали" до высоты 15000 футов и находились друг от друга в 150 метрах. Я мог видеть гермошлем пилота. Но вскоре я понял, что русский пилот не имеет боевого опыта: он не знал как вести себя в бою. С 15000 он зачем--то пикированием стал занимать высоту 7000. Все что мне оставалось это зафиксировать его в прицеле и пустить ракету. Самолет загорелся и для верности я пустил еще одну ракету--что вряд ли было необходимо. Русский самолет был поврежден еще первой ракетой. Но он загорелся и пошел к земле. И в тот момент когда его поразила вторая ракета, ему уже было все равно." Частично отомстили за гибель товарищей ракетчики 3 августа, когда было сбито сразу пять израильских самолета. Однако, обо всем по порядку и предоставим слово подполковнику в 1970-м году командир зенитного-ракетного дивизиона Константину Попову: "

3 августа старший лейтенант Михаил Петренко, начальник станции разведки и целеуказания, ровно в полдень доложил: "Налет группы самолетов. Эшелонированы по высоте и в глубину". Шли "Фантомы", истребители-бомбардировщики американского производства и "Миражи", фронтовые истребители французского производства. Но до них было далеко. Стрельбу открыли египетские ракетчики. Один "Мираж" загорелся и упал. Часа через два израильтяне предприняли второй налет. Теперь они знали позицию египетского дивизиона, и 16 самолетов, пересекая Суэцкий канал, пошли на его уничтожение. Вот где мы ощутили грозную мощь "Фантомов"! Израильтяне думали: перед ними один дивизион. И, сами того не ведая, вошли в зону огня дивизиона подполковника Николая Кутынцева. Тут же последовала команда на уничтожение, но у соседей возникла задержка с пуском - я слышал радиопереговоры. Понял: пришло наше время. В ожидании боя замерли мои подчиненные, члены боевого расчета - начальник штаба майор А. Крылов, офицер наведения капитан А. Дятькин, операторы рядовые В. Шиян и А. Заздравных. Они уже прочно держали цели. Доложил: готов к открытию огня. Через секунды две ракеты сорвались с направляющих. Обнаружив по своим приборам опознавания пуски ракет, самолеты совершили маневр против огня-пикированием с разворотом в сторону Канала и включением форсажа. Однако один "Фантом" все-таки не ушел, ракета настигла его. Минутами позже четыре самолета зашли с тыла на малой высоте и нанесли удар НУРСами и бомбами, но, к счастью, по ложной позиции. В то время когда мы вели огонь, там наши солдаты подрывали толовые шашки, имитируя пуски ракет. И противник на это клюнул. Для уменьшения демаскировки позиций при старте ракет мы поливали водой вокруг пусковых установок (благо арык был рядом) и сразу же после пусков гасили пламя. Через четверть часа группа самолетов пошла прямо на дивизион, наверное, летчики поняли, где основная позиция. Но мы уже были наготове. Первый "Фантом" взорвался прямо на глазах, второй был подбит. Пилоты катапультировались и долго висели над нами. Наши солдаты их пленили, передали египтянам. Третий "Фантом", совершавший маневр для захода с тыла, был сбит ракетчиками дивизиона Кутынцева. Атака захлебнулась. Остальные самолеты ушли за Суэцкий канал. За день израильская авиация потеряла 5 самолетов, чего ранее никогда не было".

Тяжелые бои продолжались и на других фронтах Израиля. 8 августа 1970 года при посредничестве СССР и США было достигнуто соглашение о прекращении огня на египетском фронте. Противоборствующие стороны обязались не усиливать свои группировки на расстоянии 50 км по обе стороны Канала. "Война на истощение" была завершена.

За 1141 день конфликта (если считать с конца войны 1967 года) израильские ВВС выполнили несколько тысяч боевых вылетов против целей в Египте, Иордании, Сирии и Ливана. По официальным сообщениям было сбито 113 египетских, советских и сирийских самолета. Еще 25 было записано на счет расчетов ЗРК "Хок". За время войны израильские ВВС значительно обновили свой состав, заменив устаревшие французские самолеты современными американскими образцами. Основную роль в поддержке израильских частей сыграли вертолеты. Во время войны израильские пилоты столкнулись с советскими частями ПВО-самыми подготовленными на тот момент частями в мире. Пояс ПВО вдоль Канала по глубине и оснащенности западные специалисты сравнивали с аналогичным под Москвой! Евреи смогли повредить несколько комплексов: при этом погибло несколько советских военнослужащих. Из-за новых возможностей ЗРК израильские ВВС отказались от крупномасштабных операций типа войны 1967 года. Изменилась и тактика.

При нанесении ударов по войскам по различным объектам велись действия и по прикрывающим средствам ПВО. Каждый полет тщательно планировался и подготавливался. Для их подготовки велась разведка объекта удара, изучались местность в районе объекта, скрытые подходы к нему и система прикрытия средствами ПВО. Летчики изучали маршруты полета и способы действий по целям с использованием рельефа местности. Действия израильской авиации отличались большой гибкостью тактики, отсутствием шаблонности и широким использованием опыта боевых действий авиации США во Вьетнаме. В тех случаях, когда в общем авиация действовала успешно, но несла хотя бы незначительные потери, немедленно появлялось что-то новое в тактике действий. Характерным в этой отношении явилось использование различных высот полета.

В зависимости от насыщенности средств ПВО различными огневыми комплексами применялись те высоты полетов, которые обеспечивали минимальные потери. Так, при нанесении первого удара 5 июня 1967 года использовались главным образом высоты 500-1000 метров. Даже при внезапном налете потери от огня зенитной артиллерии составили до 40 самолетов. С целью снижения эффективности огня ЗА израильская авиация начала действовать преимущественно на предельно малых высотах (50-100 м), что обеспечило ей нанесение ударов практически без потерь.

После того, как в системе ПВО войск и объектов стали использоваться комплексы ЗСУ-25-4 и ПЗРК, от огня которых увеличились потери на предельно малых высотам авиация Израиля перешла к действиям на больший высотах: 6000-8000 м с пикированием до высоты 4000-6000 м, то есть выше зоны досягаемости огня ЗА и ПЗРК.

Характерными особенностями тактики действий израильской авиации в этой войне являются : 

Для нанесения ударов авиация использовала массированные налеты на широком Фронте группами по 4-16 самолетов одновременно по нескольким объектам и на узком участке фронта - в плотных боевых порядках. Кроме того, наносились сосредоточенные удары силами до 60 самолетов в полосе обороны одной дивизии, а также использовались действия отдельных малых групп. Авиация действовала в основном в светлое время суток. После 18--00 интенсивность ее действий значительно снижалась. Обычно удары в ночное время наносились при луне или с использованием САБов. При налете в ночное время для освещения цели сбрасывалось пять САБ с высоты 4-5 км с таким расчетом, чтобы они начинили освещать цель на различных высотах. Ночью авиация действовала малыми группами с интервалами между ними до 15 мин. Подход к цели осуществлялся на высоте 4-5 км, атака цели производилась с пикирования под углом 15-50 градусов до высоты 5-5. 5 тыс. метров или с горизонтального полета. Уход от цели производился с разворотом на 180 градусов в сторону преимущественно на средних высотах.

Израильское командование выделяло значительные силы для обеспечения действий ударных групп (до половины сил, участвующих в налетах) для подавления средств ПВО, для отвлекавших маневров и постановки радиопомех.

Данные о потерях сторон в воздушных столкновениях довольно противоречивые, однако важен сам факт появления египетской авиации в небе над Каналом. В целом, к 1970 году на западном берегу Суэцкого канала при помощи СССР была создана мощная комбинированная система ПВО. На данном этапе война зашла в тупик. Израильская авиация практически впервые в своей истории была не в состоянии выполнить поставленные перед ней задачи, а арабы были еще не готовы начать активные боевые действия против еврейского государства с надеждой на победу.

В этих боевых действиях основную роль сыграли не сколько египетские и советские летчики сколько ракетчики. Именно они вынесли на себе тяжесть позиционной войны 1969-70 годов. Официально Израиль неизменно подтверждает низкую эффективность ЗРК С-75. Однако если эти ракеты были всего лишь "летающими телеграфными столбами", вряд ли приоритет в ходе массированных шестинедельных налетов сместился бы с пушек на ЗРК.

Несмотря на подписанное соглашение, египтяне продолжали строительство новых позиций в 50--километровой зоне. Несколько раз евреи угрожали разорвать мирное соглашение, однако Египет, чувствуя поддержку СССР, их попросту игнорировал.В ВВС начались поставки нового радиоэлектронного оборудования и противорадиолокационных ракет "Шрайк". Израильские авиационные фирмы начали модернизацию самолетного парка. Так, устаревавшие "Супер Мистэры" В.2 получили новые американские двигатели Пратт-Уиттни J52, стоявшие на штурмовиках А--4 "Скайхок". Были начаты работы по приспособлению к израильским условиям поступивших на вооружении американских самолетов А--4 "Скайхок" и "Фантом". Так, на "Фантомах" была внедрена новая система навигации и модифицированы закрылка, что значительно улучшило из маневренность. Однако самой большой программой стало производство безлицензионной копии "Миража"V, названного в Израиле "Нешер". Первый экземпляр поступил на вооружение в конце 1969 года. Израильские инженеры значительно переработали двигательную установку. Из-за недостатка французских двигателей было решено установить американские Дженерал Электрик J--79, установленные на "Фантомах". Первоначально технические решения отрабатывались на двухместных "Миражах" французского производства. Новый самолет вскоре получил официальное обозначение "Кфир" и взлетел первый раз в июне 1973 года.

Перемирие было нарушено уже 11 сентября 1971 года, когда египетские Су--7 пересекли Канал и нанесли несколько ударов по израильским позициям. Через неделю египетские расчеты ПВО сбили летающий командный пункт на базе С--97 "Стратокрузер", находившийся в 22 км от Канала. Самолет стал жертвой расчета С-75 и египетские офицеры были лично поздравлены Президентом Египта Героем Советского Союза Гамалем Абдель Насером. Стороны обменивались артиллерийскими ударами еще неделю после этого инцидента.

В конце 1971--начале 1972 года в Египет прибыли разведывательные модификации МиГ--25 с советскими экипажами. Только поступившие на вооружение ВВС СССР самолеты использовались для нескольких разведывательных полетов как над Синаем так и над территорией собственно Израиля. При полетах МиГ-25, набиравшие высоту более 18000 м несколько раз обстреливались зенитными ракетами комплексов "Хок". Однако все разрывы фиксировались ниже траектории полета разведчика. Не могли также пересечься пути высотного МиГ-25 и совершенно не тяготевшего к "высоте" истребителя-бомбардировщика "Фантом".

В ответ на такие полеты израильтяне широко использовали беспилотные летательные аппараты американского производства. 13 июня 1972 года во время воздушного боя над Средиземным морем были сбиты два египетских МиГ--21.

В конце 1970--начале 1971 года иорданские вооруженные силы развернули настоящую гражданскую войну против палестинских партизан, которые реально стали угрожать Королю Хуссейну и его режиму личной власти. Однако, террористы не были уничтожены, а просто переместились в соседние Сирию и Ливан. На протяжении нескольких недель израильские самолеты выполнили несколько сотен вылетов против таких лагерей.

Продолжались столкновения и на сирийской границе. В том числе и с использованием авиации. В августе 1972 года четыре сирийских самолета было сбито над Голанскими высотами. Через несколько месяцев (в августе) в результате нескольких крупных воздушных боев было сбито 8 сирийских истребителей. В январе-сентября 1973 года было заявлено о сбитии 20 сирийских самолетов при потере всего одного израильского самолета.

[1] [2]

 

Hosted by uCoz